Один из вариантов - арт-резиденция, мастерские и выставочные залы для художников разного профиля.
С тех пор как в прошлом году тюменцам удалось спасти от сноса круглую баню на улице Ленина, вокруг нее установилось временное затишье. Но архитекторы, краеведы, горожане, которым судьба единственного в городе памятника конструктивизма не безразлична, уверены, что следует как можно скорее предложить городским властям план реабилитации бани, иначе её снесут уже к концу года, чтобы построить на дорогостоящем участке прибыльный коммерческий объект.
Для того чтобы обсудить возможные способы вернуть здание к жизни, 27 мая в интеллектуальном кафе «Артизан» встретились архитекторы, художники, маркетологи, журналисты и другие горожане самых разных профессий.
«Это здание построено по проекту знаменитого архитектора-конструктивиста Никольского. В Петербурге, на площади Мужества расположен прототип нашей бани, а больше таких зданий не существует. Известно ещё одно круглое здание бани в Голландии, но там оно построено по другому проекту, и, кстати, в здании расположен театр, — сообщает собравшимся архитектор Екатерина Журавлёва, автор „архивной театради“, изданной екатеринбургским издательством „Татлин“ и посвящённой тюменской круглой бане. — Для Тюмени это здание особо ценно, потому что у нас это единственный образец архитектуры конструктивизма».
«Я не чувствую особой привязанности к бане, всё равно вокруг нее уже столько безвкусных новостроек, что целостного архитектурного ансамбля не складывается. Поэтому снос бани, возможно, не очень будет заметен глазу, и она просто встанет в ряд с заводом пластмасс или множеством других старых зданий, которые уничтожили за последние 15 лет, — говорит один из участников встречи. — Но я выступаю за её сохранение именно потому, что мне не нравится эта тенденция всё сносить. Хочется, чтобы тюменцы услышали, что в городе есть противники систематического сноса исторической застройки».
>Влерий Чупин, историк:
>«Это место — исторический центр, ядро нашего города, место, с которого он начинался. Даже сейчас там сохранилась довольно плотная историческая застройка — дома по ул. Республики 1,3,5, ул. Перекопская, 5, ул. Ленина, 4, 8, 10, польский костёл — такого места нет больше нигде».
Один из главных спикеров вечера — маркетолог, активный общественник Гульнара Прадедова, ей принадлежит идея создать в Тюмени так называемую арт-резиденцию, которая могла бы разместиться в здании бани и стать одним из инструментов по перевоплощению безнадёжного, казалось бы, памятника в активно задействованное горожанами место.
Арт-резиденция — это нечто вроде писательской дачи или коворкинга для художников, фотографов и других деятелей современного изобразительного искусства. В резиденции будут оборудованные рабочие места, жилые номера, штат кураторов, которые помогают устраивать выставки. Художник приезжает в резиденцию с неким проектом и пребывает в ней, пока результат не будет готов для выставки. За пользование инфраструктурой резиденции художник платит, восполняя ресурсы, затраченные на содержание арт-пространства. При резиденции могут действовать кафе, хостел, галерея, которые также способствуют экономическому выживанию предприятия. Подобные центры есть в Москве, Санкт-Петербурге, в европейских городах. По мнению маркетолога, создание арт-центра не только позволило бы дать вторую жизнь уникальному тюменскому зданию, но и помогло бы городу приобрести значимый необычный объект, обогащающий культурную жизнь, притягивающий творческих людей — как художников, так и ценителей современного искусства — из других регионов.
>Вера Сараева, организатор тюменской арт-кофейни «Книжка»:
>«Да, «Книжка» была нерентабельной. Но мои юношеские мечты и не содержали в себе денежных знаков. Там было другое — создание первого в городе места, где будет возможность развивать все виды искусства: смотреть хорошие фильмы, проводить выставки, читать книги, приглашать на встречи актеров, устраивать выступления музыкантов. И это получилось. Мне до сих пор кажется, что именно «Книжка» дала старт в Тюмени таким проектам, именно она стала первой и на своем примере доказала, что это возможно. Другое дело, это всегда сложно монетизировать.
>В устройстве арт-резиденций я подробно не разбиралась, но считаю, что у таких проектов должны быть дотации и поддержка. Потому что, если это станет бизнес-проектом, то есть риск уйти в коммерцию, пойти на поводу мнения большинства, представлять не искусство, а то, что будет больше востребовано. А если денег не будет, затея умрет".
Сможет ли в Тюмени выжить проект, ориентированный на контемпорари арт, на приток художников извне, ведь у нас, в отличие от Петербурга или Берлина, культурная жизнь не настолько насыщенная и прогрессивная, населения и туристов гораздо меньше?
«Вы ошибаетесь, тюменцы сейчас начинают очень интересоваться культурой, историей города, ходят на экскурсии, даже сами организуют», — доносится реплика из зала.
«Ещё два года назад мы обсуждали возможность появления арт-резиденции и поняли, что город не готов, а теперь посмотрите, сколько появилось новых культурных проектов: лофт „Фабрика“, антикафе „Квартира №50“, „Кроличья нора“, творческий коворкинг Workplace для молодых дизайнеров одежды», — рассказывают наперебой активисты будущей арт-резиденции.
>Валерий Чупин:
>«Не думаю, что имеет смысл снова делать там баню. В этом месте должно быть многофункциональное, культурно-ориентированное, открытое для всех горожан пространство, поэтому к идее арт-резиденции я отношусь с симпатией. Тем более, что кроме активистов этого арт-центра никто не предлагает вариантов возвращения здания в городскую жизнь. Такое большое сооружение требует достаточно серьезных вложений, но не может гарантировать инвестору выгоду, я считаю, что взять на себя обустройство этого исторического здания и даже квартала, перегороженного какими-то случайными заборами, должно государство. Ни один инвестор не смог бы построить и окупить такие объекты, как Цветной бульвар или Площадь борцов революции, которая, надо полагать, потребовала серьёзных вложений, но ресурсы нашлись. Баня и целый комплекс зданий, историческое ядро города — ничуть не менее важные для культуры, для облика города объекты, которые требуют государственного участия».
Идею арт-резиденции поддерживают молодые тюменские художники — на встрече выступали, например, Мария Фадеева, Ольга Лукина, они же упоминали поэтическую группу «Синий крокодил», которая могла бы стать соучастником проекта; от имени виртуального пока Тюменского дома фотографии, второй год ищущего пристанища, выступил фотограф Павел Анущенко, сказал, что его товарищи готовы солидаризироваться с организаторами нового культурного центра.
Архитекторы Яков Емцов и Дмитрий Дудаков показали собравшимся свои проекты реконструкции круглой бани. На эскизах Якова баня одета в пользующийся успехом у современных бизнесменов классицистский декор. «Похоже на драмтеатр!» — шепчет зритель. «Нет, на концертно-танцевальный зал», — развивает тему другой. Зачем спасать памятник конструктивизма, если в итоге его предлагается зашить в компромиссные одежды совершенно другого стиля? Этот вопрос задают многие участники встречи и вслух формулирует коллега Якова. Дмитрий Дудаков предлагает вниманию собравшихся свой дипломный проект, эскизы реконструкции бани, в которых воспроизводится изначальная мечта архитектора Никольского о стеклянном куполе (сто лет назад для её реализации не было конструктивных оснований), а также зданию добавляются элементы, выдержанные в стиле конструктивизма. Дмитрий подчёркивает, что в проекте заложил потенциал для окупаемости здания, пространства для офисов, галереи, магазинов и кафе.
Даже самая простая консервация и ремонт здания, которые бы позволили людям находиться внутри без угрозы жизни и здоровью, потребует финансовых вливаний. А дорогостоящая реставрация или реконструкция — первейший аргумент противников бани: «Ну кто станет вкладывать огромные средства в старую баню?» Отчасти на этот вопрос ответили молодые архитекторы из Екатеринбурга, реализующие проект «Белая башня».
>Полина Иванова, архитектор:
>«Мы с коллегами зарегистрировали некоммерческую организацию, затем при поддержке юристов оформили заявку в муниципалитет с просьбой отдать здание, пустовавшее 20 лет, в безвозмездную аренду. Они были вынуждены удовлетворить нашу просьбу. Вместе с правом аренды мы получили 90-страничный талмуд с охранными обязательствами.
>Мы провели два субботника, установили забор, деньги собирали на «Яндекс.кошелёк». Конструктивное обследование провели лицензированные немецкие специалисты бесплатно, все наши эксперты были очень заинтересованы в гонорарах. Часть расходов по их пребыванию в Екатеринбурге оплатило немецкое консульство, мы собрали 80 тыс. рублей на оплату дорожных расходов. Теперь надо делать консервацию здания, чтобы оно было безопасным для пребывания людей.
>За год мы собрали около 600 тыс. рублей, главное — не инвестор, а группа людей, которая готова действовать — маленькими шагами, решая проблемы по мере их поступления".
Кардинальное отличие тюменской ситуации от екатеринбургской в том, что наш объект лишен опеки государства и является открытой мишенью, постоянным соблазном для тех, кто считает старую баню помехой на пути к коммерческому развитию дорогого участка в центре города. И хотя баня находится в муниципальной собственности, исключить возможность сноса здания можно только вернув круглую баню под государственную охрану. Напомним, шум вокруг этого сооружения начался, когда его исключили из списка выявленных объектов историко-культурного наследия и отказали во внесении в Госреестр охраняемых объектов. Решение было принято на основании государственной историко-культурной экспертизы, сделанной саратовской фирмой «Экспертиза Поволжья», создавшей себе репутацию безжалостного палача старинной архитектуры, в том числе тюменской. По сведениям Екатерины Журавлёвой, тюменскому аккредитованному эксперту Елене Козловой-Афанасьевой, уверенной в ценности этого здания, уже заказана альтернативная государственная историко-культурная экспертиза, которая позволила бы вернуть баню под охрану государства.
>Валерий Чупин:
>«Баня лишилась статуса выявленного объекта культурного наследия, новая экспертиза докажет, что здание обладает признаками объекта культурного наследия и его можно снова «выявить» и поставить на охрану как совершенно новый объект, а не как объект, исключённый из списка памятников.
> Конечно, статус памятника — обременение, но это хоть какая-то гарантия сохранения объекта, без него баню либо снесут, либо над ней надстроят пять этажей в стиле хай-тек. Предметом охраны должен быть конструктив здания, особенности планировки. Сохранив конструктив, здание можно наполнить всеми удобствами, но так, чтобы было понятно, что это конструктивизм 1930-х, а не артпалаццо ХХI века с сайдингом".
В статье Инны Рязановой «Искусство сохранять», опубликованной в сборнике научных трудов Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, описывается опыт редевелопмента старых зданий в мировой и российской практике и предлагается концепция ревитализации тюменской круглой бани.
Сейчас в Тюмени есть уже несколько инициативных групп, которые готовы объединить усилия и отстоять баню. Помимо краеведов, историков, архитекторов, которые давно и планомерно отстаивают ценность единственного в Тюмени конструктивистского объекта, теперь это обычные горожане: частные предприниматели, инженеры, юристы, журналисты, художники, агенты по недвижимости. На страницах «Вконтакте» и «Facebook» собирается пресс-досье о здании бани, аккумулируются идеи по её использованию и защите.